Одним из возможных решений энергетической проблемы считается управляемый термоядерный синтез (УТС) – энергия, получаемая при слиянии легких ядер. Наибольшие успехи в этой области достигнуты при помощи нагрева плазмы, удерживаемой в магнитном поле. На европейской установке JET и японской JT-60U было показано, что таким методом можно достигнуть КПД >1, то есть получить энергии больше, чем было затрачено на нагрев плазмы. Тем не менее, электростанция на основе УТС пока не построена. Этой непростой научно-технической задачей занимаются многие лаборатории во всем мире. Для демонстрации работы термоядерного реактора уже строится опытная экспериментальная установка ИТЭР во Франции. Когда она будет запущена, встанет вопрос – на основе какой системы строить коммерческий термоядерный реактор? Существует несколько вариантов – токамак, линейные ловушки, конфигурация с обращенным полем и другие варианты. Сейчас наиболее развито направление токамаков, но и альтернативные системы обладают рядом достоинств. Возможно, в будущем токамак будет вытеснен или станет сосуществовать с другими типами реакторов, как сейчас уживаются бензиновый и дизельный двигатели. ИЯФ занимается альтернативным направлением – открытыми ловушками для удержания плазмы. В состав УНУ «Комплекс ДОЛ» входят специализированные комплексы – открытые плазменные ловушки ГОЛ-3 и ГДЛ, предназначенные для создания и магнитного удержания высокотемпературной термоядерной плазмы. Основные характеристики (параметры) УНУ  «Комплекс ДОЛ»: энергоемкость конденсаторных накопителей системы питания катушек магнитного поля ГДЛ - 5 МДж; точность измерений напряженности локального магнитного поля в плазме методом MSE - 0,02 Тл с временным разрешением 1 мс; температура электронов, удерживаемых в открытой ловушке в квазистационарном режиме - 0,4 кэВ; плотность мощности теплового потока плазмы на поверхности образца в квазистационарном режиме - 250 МВт/кв.м.

Уникальный комплекс открытых магнитных ловушек для исследования физики удержания и нагрева термоядерной плазмы «ДОЛ» (Длинные Открытые Ловушки) расположен в Институте ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН (г. Новосибирск) и представляет собой комплекс связанных электрофизических установок, которые могут работать совместно или по индивидуальным программам исследований. В настоящее время в состав УНУ «Комплекс ДОЛ» входят две линейные магнитные ловушки ГДЛ и ГОЛ-3, в которых инжекцией мощных пучков нейтральных атомов, электронов, а также потоков миллиметрового излучения достигаются субтермоядерные параметры плазмы. Эти пучково-плазменные установки являются уникальными объектами научной инфраструктуры Российской Федерации и не имеют аналогов в нашей стране

Основные направления исследований

• физика плазмы и управляемого термоядерного синтеза;
  • термоядерная энергетика и гибридная ядерная энергетика;
  • новые перспективные материалы, взаимодействие плазмы с поверхностью материалов;
  • физика и техника мегаваттных атомарных, ионных и гигаваттных электронных пучков;
  • генерация мощного миллиметрового и субмиллиметрового излучения при пучково-плазменном взаимодействии и в пространственно-распределенных электродинамических системах с релятивистскими электронными пучками.

АДРЕС