Наука в деталях

«Если нравится – смело погружайся»: путь в науку глазами Кристины Сибиряковой

Летняя школа «ИЯФ – Альтаир» – это образовательный проект для школьников, организованный Институтом ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) и Региональным центром «Альтаир» (РЦ «Альтаир»). Школа стала экспериментальной площадкой, где подростки слушали лекции, а также работали с реальным научным оборудованием, посетили строительную площадку Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»), а ещё собрали ракеты, написали первые научные статьи и пообщались с настоящими учёными. В интервью руководитель программы «ИЯФ – Альтаир», председатель Совета молодых учёных ИЯФ СО РАН, инженер-исследователь ИЯФ СО РАН Кристина Сибирякова рассказала о своём пути в науку и о том, как развился проект за три года, как устроен отбор участников, что особенно вдохновляет школьников и почему опыт в науке важен даже для тех, кто в итоге не станет физиком.

Четыре главных события в жизни Владимира Купчика

Если спросить у начальника отдела автоматизации административно-хозяйственной деятельности Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) Владимира Исааковича Купчика, какие события в своей жизни он считает самыми важными, он назовет четыре: ИЯФ, рождение дочери, создание «Ирмы» и брак с Тамарой. История о том, как Владимир Исаакович попал в новосибирский Академгородок, начинается, как в фильме «Ирония судьбы», с бани. Именно там он узнал от приятелей из Московского инженерно-физического института (МИФИ), в котором тогда работал на кафедре электрофизических установок, что в структуре Института атомной энергии образуется новый НИИ – ИЯФ СО АН СССР, и набирается команда в Сибирь. В 1962 г. Владимир Купчик, тогда 26-летний лаборант, приземлился в новосибирском аэропорту, а следом на поезде приехал его любимый мотоцикл «Ява». Так началась новая глава в жизни старейшего сотрудника ИЯФ СО РАН. В интервью Владимир Исаакович рассказал о военных годах, проведенных в Подмосковье, голоде и четырех сушеных рыбках на веревочке, которые мама давала на весь день, службе в армии и впервые ощутимой сытости, тяге к образованию и о том, кто же такая «Ирма».

«Мозг кипел, а задание нужно было сдать до утра»: как старшеклассники проходили «мини-путь» учёного в летней школе «ИЯФ – Альтаир»

C 25 июня по 4 июля 2025 года в новосибирском Академгородке прошла третья летняя школа «ИЯФ – Альтаир». Это – образовательный проект для школьников, организованный Институтом ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) и Региональным центром «Альтаир» (РЦ «Альтаир»). В этом году в школе приняли участие шесть команд из Новосибирской области. Программа включала лекции от ведущих учёных новосибирского Академгородка, экскурсии по ИЯФ СО РАН, а также на строительную площадку Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»). Значительная часть программы школы была посвящена лабораторным практикумам по детектированию частиц, спектроскопии и другим направлениям физики. Школьники проводили эксперименты, анализировали результаты и готовили научные статьи и выступления.

«Я всегда сам себе на уме»

Магистрант первого курса физического факультета Новосибирского государственного университета (ФФ НГУ) Александр Евдокимов приехал в новосибирский Академгородок из Иркутской области в конце 8 класса. Изначально мама отправила его в Летнюю школу (ЛШ) СУНЦ НГУ «на перевоспитание», чтобы молодой человек, расслабившийся в Усть-Илимской школе, привел себя в тонус и стал более усердным в учебе. Но потом Александр втянулся и уже по своей инициативе поступил на трехгодичный поток в ФМШ. Теперь Александр работает старшим лаборантом в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) в радиофизической лаборатории и занимается усовершенствованием линейки промышленных ускорителей ИЛУ. В 2024 г. за свою исследовательскую работу он получил стипендию им. А.С. Медведко – одну из именных стипендий, которые учреждены в Институте как мера поощрения талантливых физиков. В интервью молодой специалист рассказал о своем пути в науку.

«Ощущение, что мне это понравится, было правильным»

Ольга Волкова учится на первом курсе магистратуры физического факультета Новосибирского государственного университета (ФФ НГУ) и работает старшим лаборантом в радиофизической лаборатории Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН). С коллегами девушка разрабатывает устройства для измерения магнитного поля в поворотном магните перепускного канала Инжекционного комплекса (ИК) ВЭПП-5. В 2024 г. за успешную научную работу Ольга получила стипендию им. В.И. Нифонтова – одну из именных стипендий, которые учреждены в Институте как мера поощрения талантливых физиков. В интервью Ольга рассказала, сколько девчонок училось с ней на факультете, часто ли она слышит, что физик – не женская профессия, а радиофизик подавно, и о том, может ли наука стать мировоззрением. 

«Представьте, что вы – пучок электронов»*: ИЯФ СО РАН показал школьникам настоящую науку

400 километров, шесть часов на дорогу и целый день в мире большой науки – школьники 10-11 классов технического лицея №176 города Карасука побывали на экскурсии в Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН), в Специализированном учебно-научном центре Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) и на строительной площадке Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»). Они увидели то, что доступно лишь единицам, например, свечение антивещества в электрон-позитронном коллайдере ВЭПП-2000, и узнали, как российские ученые создают технологии будущего.

«Нужно прожить жизнь так, чтобы оставить хоть какой-то след после себя»

Студент первого курса магистратуры физического факультета Новосибирского государственного университета (ФФ НГУ) Ооржак Айдаш трудится над обработкой экспериментальных данных в сфере физики элементарных частиц. Айдаш получил стипендию имени А. Г. Хабахпашева Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН). В интервью он рассказал, как пришёл к именной стипендии, с какими трудностями столкнулся во время учёбы на физическом факультете, а также о своих планах на будущее. 

«Мое главное достижение на сегодняшний день – это опыт»

Победитель Конкурса молодых ученых (КМУ) Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) 2024 года в секции «Синхротронное излучение» Егор Эптешев рассказал о своей работе в институте и о том, чем занят в свободное от науки время.

«Душа у меня лежит к листу, а не к компьютеру»

Профессор Владимир Николаевич Байер был выдающимся физиком-теоретиком и одним из основателей школы теоретической физики Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН). Сегодня его ученики занимаются проведением фундаментальных научных исследований в области физики элементарных частиц (ФЭЧ), а также развитием и применением методов теоретической физики в космологии. Один из новеньких теоротдела ИЯФ СО РАН – магистрант первого года Физического факультета Новосибирского государственного университета (ФФ НГУ) Семён Сорокин в 2024 г. стал лауреатом стипендии им. В.Н. Байера. В интервью Семён рассказал, как проходит отбор в физики-теоретики, когда не стоит браться за расчеты и почему физикам полезно играть на фортепиано. 

Физика, как спорт

Студент третьего курса физического факультета Новосибирского государственного университета (ФФ НГУ) Игорь Лотов родился в семье ученых: его папа физик, а мама математик. Как говорит сам Игорь, несмотря на то, что его физико-математические наклонности были определены еще несколько поколений назад (бабушки и дедушки тоже были математиками), в начальной школе он мечтал стать экологом. После седьмого класса молодой человек определился с интересами и выделил среди всех наук физику. Сейчас Игорь работает в Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН), как и его отец. В 2024 г. молодой человек получил стипендию им. В.Е. Пелеганчука ИЯФ СО РАН – одну из именных стипендий, которые учреждены в Институте как мера поощрения талантливых физиков. В интервью студент рассказал, как в детстве считал, что Дед Мороз живет в ИЯФе и сколько раз он маленьким бывал на работе у папы, почему ему так нравится заниматься моделированием кильватерного ускорения и кого он надеется обойти в институтской лыжной гонке. 

СКИФ – это не научная фантастика, это благородная цель российской науки

Михаил Байструков пришел в Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) задолго до выбора профильной кафедры – в конце первого курса. Студент Физического факультета Новосибирского государственного университета (ФФ НГУ) устроился работать на лето в группу главного научного сотрудника ИЯФ СО РАН доктора физико-математических наук К. В. Лотова. Свою научную деятельность в Институте Михаил начал с моделирования боковой инжекции для эксперимента AWAKE (ЦЕРН). Сегодня аспирант третьего года ИЯФ СО РАН занимается расчетом импеданса практически всех элементов вакуумных камер накопителя ускорительного комплекса ЦКП «СКИФ», и соответствующих коллективных эффектов. В 2024 г. Михаил стал победителем Конкурса молодых ученых ИЯФ СО РАН. В интервью он рассказал о том, как попал в команду, работающую над проектом ЦКП «СКИФ», с кого берет пример в своей преподавательской карьере и какие научные проекты считает мегакрутыми.

«Моя мама часто говорит, что для меня физика – это призвание, а не профессия»

Даниил Кутергин учится только на третьем курсе физического факультета Новосибирского государственного университета (ФФ НГУ), а за плечами у него уже две статьи в престижных научных журналах, участие в международных конференциях и серьезная работа по развитию кода моделирования кильватерного ускорения – одного из способов достижения высоких энергий в компактных линейных ускорителях. В Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) Даниил попал, еще не будучи студентом НГУ – главный научный сотрудник ИЯФ СО РАН доктор физико-математических наук Константин Лотов пригласил поработать вчерашнего школьника в свою теоретическую лабораторию летом перед началом учебы. В интервью Даниил рассказал о том, как стал призером Всероссийской олимпиады по физике, и кто ему в этом помогал, почему новосибирский Академгородок вдохновляет заниматься наукой и чем особенно запомнилась первая работа в ИЯФ.