«Ощущение, что мне это понравится, было правильным»

Ольга Волкова учится на первом курсе магистратуры физического факультета Новосибирского государственного университета (ФФ НГУ) и работает старшим лаборантом в радиофизической лаборатории Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН). С коллегами девушка разрабатывает устройства для измерения магнитного поля в поворотном магните перепускного канала Инжекционного комплекса (ИК) ВЭПП-5. В 2024 г. за успешную научную работу Ольга получила стипендию им. В.И. Нифонтова – одну из именных стипендий, которые учреждены в Институте как мера поощрения талантливых физиков. В интервью Ольга рассказала, сколько девчонок училось с ней на факультете, часто ли она слышит, что физик – не женская профессия, а радиофизик подавно, и о том, может ли наука стать мировоззрением.

photo 5433998928367450461 y

Старший лаборант ИЯФ СО РАН Ольга Волкова. Фото Т. Морозовой.

– Оля, расскажи, пожалуйста, как формировались твои интересы в школе? Как появилась склонность к физике и математике?

– Сложно переоценить вклад школьных учителей в формировании интересов, потому что именно благодаря им я более-менее нащупала интерес к математике в обычной школе в Искитиме. Помню, как на уроках наша учительница Лариса Семеновна Белич объясняла нам уравнения с одной неизвестной: «Одна хризантема – это икс, вторая хризантема – игрек». Но не во всех школах хорошо преподают математику и физику, даже от класса к классу уровень преподавания может сильно разниться, и не всегда учитель может установить с учениками контакт. Лариса Семеновна из тех, кто умеет это делать. Вот мне с детства и нравились люди неравнодушные к своему труду.

При этом любви к физике у меня в школе не случилось, но вектор движения был понятен. Потом от одноклассницы я узнала про ФМШ и уехала в Новосибирск поступать. В тот период проживание и обучение в СУНЦ НГУ были платным, но финансовая возможность у меня была, за что большое спасибо моим родителям. На втором году обучения я выиграла в каком-то конкурсе среди учеников школы и дальше училась уже бесплатно.

– Интересно представить, каково это в 16 лет уехать из дома (хоть и не так далеко), жить одной, учиться. Чем запомнился этот период в жизни?

Учиться было тяжело, схватывала я все вообще не с первого раза и была, мягко говоря, не в топе. Но я знала, что это того стоит, поэтому усердно училась и работала над собой. Я понимала, что не хочу сидеть на уроках и скучать, пинать балду – я хотела подняться на уровень повыше. Вот этим я и занималась в ФМШ.

Жизнь в ФМШ – это своеобразный микс, где центральное место занимает учеба, которой очень много, есть еще и всевозможные тусовки, и мероприятия, но в разумных пределах – за школьниками там очень хорошо следят. Мне очень нравилась взаимопомощь, которой учишься, когда живешь в коллективе. Мы же и к домашкам, и к сессии готовились все вместе. Одному учебную программу сложно вывозить, а вот всем вместе – сильно легче. Помню, Луиза Петровна Кондаурова постоянно подчеркивала, как полезно объяснять одноклассникам пройденную тему – один раз сам понял, рассказал кому-то, понял еще лучше. Этот подход действительно работает.

После ФМШ я поступила на физфак НГУ, но как-то по накатанной, без четкого понимания, чем хочу заниматься, но осознав, что чисто математика мне не интересна, хотя я и могла бы учиться на мехмате. К тому же сейчас активно развиваются направления нейросетей и big data – это все очень круто. Но выбрала я физику.

Было ли тяжело на первом курсе и есть ли какие-то правила успешной учебы, которые тебе помогли?

– Сейчас я понимаю, что нужно правильно расставлять приоритеты и ставить цель. Но вообще, в любом случае придется пахать, даже если твоя цель – не красный диплом, а просто диплом. У меня, например, не было цели учиться на отлично по всем предметам, я ее и не достигла. И в любом случае, нужно рассчитывать свои силы.

А на каком курсе ты поняла, чего хочешь от учебы в университете, какую область физики выбрать?

– Наверное, к моменту распределения по кафедрам я уже знала, чего хочу. И, кстати, в этом смысле мне очень нравится подход ФФ НГУ, потому что у нас нет четкого распределения по кафедрам с первого курса – все понимают, что в 18 лет выбрать направление невозможно.

После лабораторных работ, которые на втором курсе проводит для студентов кафедра радиофизики, я поняла, что вот это все мое – аналоговая схемотехника, усилительные каскады, транзисторы, есть какая-то красота даже в простом делителе напряжения. Вообще, со стороны это все выглядит пугающе, потому что совершенно непонятно, но мне нравится логика задач, образ мышления в этой работе. А если добавить сюда цифровую схемотехнику, программирование цифровых элементов – это вообще космос, это круто. Конечно, это я сейчас уже во многом разобралась, а тогда у меня было очень примерное представление того, чем я буду заниматься. Но ощущение, что мне это понравится, было правильным. И вообще, когда в конце второго курса НГУ определяешься с направлением, становится как-то приятнее учиться.

Радиоэлектроника – это набор какого-то оборудования? Когда спускаешься под ВЭПП-2000, и там все эти провода, щитки, лампочки. Про это речь?

– Такой силовой электроникой, как у ВЭПП-2000, наша лаборатория не занимается, мы разрабатываем дополнительные периферийные измерительные устройства для ускорителей ИЯФа. Это очень разноплановая и разнообразная деятельность, что, кстати, является одним из больших плюсов: я могу побыть разработчиком и создать свою плату, которая будет выполнять какую-то измерительную функцию, могу на эту плату микроконтроллер поставить и его запрограммировать. Тут сразу несколько видов деятельности и компетенций. Ты постоянно что-то отлаживаешь, паяешь, измеряешь, напряжение подаешь – просто супер!

Здесь идеальное сочетание всего. Представьте себе классическое программирование – обычный программный код, нолики и единички, которые не кажутся реальными. А здесь мы получаем не какие-то строчки кода, а буквально «управлялку», которая заставляет работать реальные физические объекты, платы. И это приятно – видеть, как то, что ты сделал – работает в жизни.

Когда я еще только выбирала кафедру и соответственно лабораторию, одну из курсовых работ я писала в Институте физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН. Область деятельности схожая, я не пыталась попробовать что-то идущее в разрез моим интересам. Но потом поняла, что не лежит душа именно к ИФП, там бы я занималась чисто научной деятельностью, а я бы не назвала радиофизиков классическими учеными, в том понимании, например, в каком мы говорим об ускорительщиках или «фэчистах» (ФЭЧ, физика элементарных частиц). Радиофизика – это что-то о прикладной деятельности, инженерной. Да мы тоже проводим исследования, ставим эксперименты, мучаемся по многу часов, собирая данные, но деятельность получается более разнообразная.

Твоя дипломная работа посвящена датчикам Холла. Расскажи, пожалуйста, над чем ты со своим научным руководителем сейчас работаешь?

– В ИЯФе работают два коллайдера на встречных электрон-позитронных пучках, на которых проводятся эксперименты по физике высоких энергий. Генерирует электроны и позитроны инжекционный комплекс (ИК) ВЭПП-5. Эти частицы попадают на ускорители через каналы выпуска ИК, и делают это поочередно. Так как мы работаем с разнополярными частицами, то каждый раз при их выпуске нужно измерять магнитное поле в поворотных магнитах и перестраивать его с точностью лучше, чем 10 -3.  Сейчас при постройке магнитного поля специалисты ИК ориентируются только на значение тока магнитов, а так как зависимость магнитного поля от тока имеет гистерезис, то есть функция неоднозначна, то только через несколько итераций можно попасть в нужную точку.

5435873668707249697 1

Напечатанная, но еще не распаянная плата измерительного модуля. Фото О. Волковой

Для более качественной настройки перепуска необходимо знать реальное поле, а не ток. Мы в нашей лаборатории ведем разработку распределенной холловской системы, предназначенной как раз для измерения поля в магнитах, разнесенных примерно на 15 метров и образующих электронно-оптический тракт канала перепуска. Я участвовала в разработке, сборке и тестировке прототипа такой системы и создании программного обеспечения для ее дистанционного управления. Также мы проводили исследования радиационной стойкости нескольких датчиков Холла в реальных условиях и продемонстрировали, что их можно применять в условиях ИК. Разработали схемотехнику рабочей версии системы, дополненной новыми интерфейсами для удаленного управления, была разработана топология платы измерителя. Сейчас нам предстоит отладка этой платы, написание интерфейса управления микросхемами и дальнейшие исследования радиационной стойкости различных датчиков.

Как улучшится работа ИК или ВЭПП-2000, когда все это заработает?

– Сейчас работа по настройке магнитного поля по току очень трудоемкая, а если мы научимся измерять магнитное поле, то процесс упростится и станет более приятным.

Ты с такой любовью обо всем этом рассказываешь – точно в детстве с папой не паяла микросхемы?

– Мне кажется, что у меня, как у каждого ребенка, было желание все разобрать, посмотреть, что внутри и собрать обратно (если соберется). Знаю, что много у кого есть истории про паяльник и папу, у меня такого не было, я же девочка, а у нас это не принято. Но если у меня будут дети, то я уже знаю, куда можно их развивать, что показывать. Это же печаль, когда тебе с сада и со школы твердят – «Это для мальчиков».

А ты, когда выбирала профессию, сталкивалась с таким?

– Конечно. И я более чем уверена, что если кто-то из прошлых моих знакомых узнает, кем я работаю, то обязательно скажет, что это мужская профессия. Да и за несколько лет, что я живу в Академгородке, пару раз слышала мнение, что женщинам не надо в ИЯФе работать, потому что тяжело, мол, ночные дежурства. А по ночам к ребенку вставать – это легко? Слышала и то, что не надо идти на радиофизику, потому что там таскать постоянно что-то нужно. Много предрассудков, но невозможно и не нужно с ними бороться каждый день, надо просто фильтровать. И не надо слушать людей, которые тебе объясняют, как жить и что делать, это непродуктивно, неразумно, да и просто тяжело. Надо делать то, что хочется. В мире слишком много дискриминации по различным признакам, смысла на это реагировать нет. Мне удалось попасть в рабочий коллектив и в принципе окружить себя людьми, которые не скажут ничего подобного.

А поверить в себя в работе – это еще очень от научного руководителя зависит. Если научный руководитель по какой-то причине говорит, что у тебя не получится, что ты мало стараешься, что балбес, или женщина – не нужен тебе такой научрук, надо его менять. Мне повезло с первого раза. У меня несколько научных руководителей (Д.М. Черновский, А.М. Бартраков, К.С. Штро), которые учат меня уму-разуму. Все они очень трудолюбивые люди, обладающие преподавательским талантом: терпеть человека, который адски тупит, это тяжелый труд. Доброжелательно настроенный научный руководитель – это очень важно. Да и каждый сотрудник лаборатории 6.1 всегда готов помочь – с любым вопросом подойди, тебе покажут, расскажут, поделятся опытом.

Ты одна девушка в лаборатории 6.1?

– Нет, нас двое, я и Полина Иванова.

А на физфаке сколько вас было?

– Могу наврать в процентах, не 50% точно, но нормально, совсем не так, как 20 или 30 лет назад. Преподаватели у нас все адекватные, и я не сталкивалась с тем, чтобы кто-то был готов идти до последнего, чтобы объяснять нам, где место женщины. На ФФ все цивильно.

–  Как отнеслись твои родители к выбранной профессии?

–  Они меня поддержали, и сделали бы это в любом случае, что бы я ни выбрала. Вообще в этом вопросе роль семьи очень важна. Я вижу Академгородок как некоторый апгрейд, социальный лифт, который не бесплатный – и вот это как раз семейная история про поддержку, как моральную, так и финансовую.

–  Ты говорила о специфике радиофизиков, но если говорить в целом об этой профессии: что объединяет всех ученых?

В принципе, если говорить об ученом, как о собирательном образе всех, кто есть в Академгородке, сложно сказать, что это какое-то призвание, или что это люди с одинаковыми взглядами, потому что это не так. Интеллигентными назвать всех подряд тоже было бы неправильно, потому что ученый – это все-таки профессия, а не воспитание. Сложно объяснить. Несмотря на то, что физики, как правило, все очень простые в хорошем смысле слова люди, понятные, в них чувствуется какая-то тяга к прекрасному, к созиданию, к знанию. Наверное, их всех объединяет созидательная деятельность, которая ещё и связна со знанием и большим количеством приложенных усилий.

Если подытожить, то ученый – это в любом случае трудолюбивый человек. А главная специфика работы ученого в том, что он никогда не перестает учиться. Люди в 60 и 70 лет, с большим опытом, умеющие, кажется, все, точно найдут, чему научиться, иногда даже у молодых. Это бесконечный процесс.

– Если физика объясняет все, что делается в мире, его законы, может ли она стать мировоззрением?

–  Может ли человек сделать мировоззрением свою работу? По моим наблюдениям все очень индивидуально, бывает по-разному. Физики, насколько я знаю, по статистике чаще всего верующие люди. Но я отделяю мировоззрение и образование с работой. На мой взгляд мировоззрение не может идеально отражать порядок вещей во Вселенной, даже если ты фэчист, достаточно тяжело представлять, как устроен мир. Да, движение вперед, исследование Вселенной, квантовая физика, теория всего – очень вдохновляющие вещи, но держать все это в голове невозможно. Кому-то в какой-то период жизни намного приятнее увести свое мировоззрение в сторону и, например, поверить в бога. Кажется, что пока я отделяю существующую реальность от того, как мне ее приятно интерпретировать, думаю, что все в порядке.

 

Подготовила Татьяна Морозова