«Радость познания и отвлечение от боли»

 

В Новосибирске стартует волонтерский проект, в рамках которого студенты-физики будут рассказывать о науке детям, находящимся на длительном лечении в больницах города.

Когда человек заболевает серьезно и надолго ему хочется лишь одного – стать здоровым и вернуться к обычной жизни. Деятельность, которая позволяет не потерять связь с привычными занятиями, когда находишься на длительном лечении в больнице, очень важна – это мощная психологическая поддержка, особенно для детей. В январе 2026 г. в Новосибирске стартует волонтерский проект «Наука в гости». Волонтеры из Новосибирского государственного университета (НГУ) и Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) будут показывать интересные эксперименты, рассказывать о физических явлениях и объяснять законы, которые за ними стоят. Задача проекта – развить у детей познавательный интерес и улучшить эмоциональное состояние как самих пациентов, так и их родителей. В 2025 г. «Наука в гости» стал единственным победителем конкурса «Практики личной филантропии и альтруизма» Благотворительного фонда Владимира Потанина от Новосибирской области. Руководитель проекта студентка магистратуры физического факультета НГУ старший лаборант ИЯФ СО РАН Анна Шуклина и его организаторы научный сотрудник ИЯФ СО РАН кандидат технических наук Светлана Иваненко и руководитель детского регионального отделения г. Новосибирска ВООПП «Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!» Лариса Лисовская рассказали о главных идеях, заложенных в проект, и личных историях, которые привели их в него.

 – Анна, как автор и руководитель проекта, расскажи, пожалуйста, о его предыстории. Что тебя сподвигло на участие в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма» Фонда Потанина?

Анна Шуклина: Все началось с того, что в 2024 г. я стала стипендиаткой Фонда Потанина. Очень приятная стипендия, которая выдается за комплексные достижения в учебе, науке и общественной деятельности. Чтобы ее получить, нужно пройти серьезный отбор, который включает подготовку портфолио, написание эссе, около семи часов испытаний в онлайн-режиме. В общем, я все прошла и стала стипендиатом Фонда Потанина – это важный эпизод, потому что участвовать в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма» могут только победители конкурсов Фонда разных лет. Летом этого же года я попала на Школу Фонда. Этот проект собирает потанинцев с разных городов на различных заповедных территориях или объектах культурного наследия. Я попала на смену в «Беломорских петроглифах» в Карелии и познакомилась там с Ариной Богомазовой. Арина – молекулярный биолог, и она уже выигрывала гранты не только на научные исследования, но и на благотворительные проекты, в том числе ее проект получил поддержку в конкурсе Фонда Потанина «Практики личной филантропии и альтруизма». Она читала научно-популярные лекции для онкобольных пациентов. Я начала думать, а что я могла бы сделать полезного для людей, находящихся на лечении. Исходила из своих компетенций. Я же, имея профильное физическое образование и опыт работы с детьми младших классов в Малой ФМШ и с семиклассниками в Православной гимназии в Академгородке, а также родных братьев и сестер, поняла, что хороша именно в демонстрации физических явлений и объяснении законов физики детям без формул и сложных терминов. Так появилась идея для проекта «Наука в гости».

5291735274926837567

Слева направо: Лисовский Алексей, Варвара Фролкина, руководитель детского регионального отделения г. Новосибирска ВООПП «Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!» Лариса Лисовская, магистрант ФФ НГУ старший лаборант ИЯФ СО РАН Анна Шуклина, заместитель декана ФФ НГУ по внеучебной работе Жанна Ермола, научный сотрудник ИЯФ СО РАН кандидат технических наук Светлана Иваненко.

– Ты начинала одна, а потом у тебя появились напарницы. Светлана, Лариса, расскажите, пожалуйста, как и почему вы решили поддержать проект «Наука в гости»?

Светлана Иваненко: Проект «Наука в гости» не для того, чтобы ребенок мог нагнать образовательную программу, это скорее мостик в обычную жизнь. Это очень важно, чтобы, находясь на длительном лечении, ребенок понимал, что обычная жизнь, та, где, например, учеба, никуда не делась. Такая психологическая поддержка очень важна для детей и их родителей – я лично видела, какой положительный эффект она дает. Когда моя дочь заболела онкологией, мы проходили химиотерапию в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина в Москве. На базе этого онкоцентра работает госпитальная школа «Учим Знаем», которая предоставляет возможность детям проходить школьную программу, пока они находятся в больнице. Когда мы пришли туда с дочкой, у нее абсолютно поменялось настроение, и, естественно, у меня. Вероника пошла на различные дополнительные занятия, один из учителей узнал, что она играет на гитаре, и принес ей свою. В общем, для нас это был поворотный момент. Поэтому, когда Аня пригласила меня в проект «Наука в гости», я не могла отказаться.

Лариса Лисовская: Я решила присоединится к проекту «Наука в гости» по глубоко личным и эмоционально значимым причинам. В феврале 2019 г. моя двухмесячная племянница получила тяжелейший диагноз: у нее обнаружили огромную неоперабельную опухоль головного мозга. Наша семья оказалась в вихре неопределенности, боли и изматывающего процесса лечения и реабилитации, поиска опоры. В тот трудный период неоценимую поддержку нам оказал Сергей Витальевич Шариков – основатель проекта «Заботливая школа „Учим Знаем“». Несмотря на скептицизм врачей, в 2020 г. он поверил в нашу малышку, откликнулся на мое письмо и организовал для ее мамы встречу с тифлопедагогами школы, которые провели онлайн встречу и детально разъяснили, как выстраивать развивающие занятия дома. Эти занятия дали сразу несколько важных результатов: племянница стала меньше бояться; мы научились правильно взаимодействовать с ней; удалось начать развивать ее способности даже в сложных обстоятельствах. К сожалению, развернуть проект «Заботливой школы» в Новосибирске пока не получилось. И когда Светлана Иваненко вместе с Аней Шуклиной предложили подать заявку на грант фонда Потанина для реализации благотворительного образовательного проекта «Наука в гости», я сразу и безоговорочно согласилась. Ведь это возможность подарить другим детям в больнице ту же радость познания и отвлечение от боли, что когда-то помогло моей семье.

Анна Шуклина: Мне кажется, ни одна заявка на грант не писалась так быстро. В пятницу мы поняли, что будем работать вместе, а в понедельник Света подписывала письмо поддержки у декана ФФ НГУ доктора физико-математических наук Владимира Евгеньевича Блинова. Очень быстро мы получили подпись ректора НГУ академика РАН Михаила Петровича Федорука. В оформлении заявки нам активно помогала заместитель декана ФФ НГУ по внеучебной работе Жанна Яковлевна Ермола, и помогает до сих пор.

–  Мне кажется, что когда человек долго лежит в больнице, а особенно, если это маленький человек, то просто необходимо не дать ему пасть духом. Потом, когда он поправится и вернется домой, благодаря такой помощи, возможно, воспоминания о тяжелом периоде в жизни будут не такими болезненными. Как вы оцениваете важность проекта для детей, находящихся на длительном лечении?

Лариса Лисовская: Проект «Наука в гости» имеет колоссальное значение как комплексная поддержка, а не просто развлечение. Он позволяет детям продолжить развиваться, познавать мир, тренировать мышление и сохранять любознательность, несмотря на лечение. Занятия помогут психологически отвлечься от боли и страха, получить положительные эмоции. В условиях изоляции даст возможность общения и взаимодействия с волонтерами и с другими детьми, стимулируя обсуждения, совместное творчество и социальное развитие. Старшие ребята смогут пообщаться со студентами – сотрудниками научных институтов, что поможет им в профессиональной ориентации и построении успешного будущего.

Светлана Иваненко: В онкологических отделениях всегда есть свой психолог, который работает с пациентами. Но это не совсем то. Психолог отделения помогает принять ситуацию, а наш проект показывает, что обычная жизнь никуда не делась, что даже в больнице она может быть полноценной. Когда мы уехали из онкоцентра Блохина и были уже дома, мы продолжали поддерживать связь со школой – Ника удаленно участвовала в проекте о регионах, где каждый пациент рассказывал о своем родном городе. Кстати, именно во время всей нашей истории с дочкой я познакомилась с Ларисой. Так мы все оказались в одном проекте.

– Правильно ли я понимаю, что деток ждут яркие демонстрационные эксперименты?

Анна Шуклина: Задача моего проекта – показать детям, насколько наука интересна и красива. На физфаке НГУ есть группа физиков-демонстраторов «ФФокусники». Мы показываем физические демонстрационные эксперименты на научно-популярных мероприятиях, таких как «ФизФест», День открытых дверей НГУ и др. Объяснять просто умеют не все, и даже, если ты получил профильное образование, это не значит, что ты можешь доступно объяснить человеку какой-то физический закон и явление. Первое мероприятие, в котором я участвовала как один из «ФФокусников», - День открытых дверей в НГУ. Помню, я тогда запаслась формулами. Со временем я дошла до такого уровня, что мне даже смешно, что я пыталась детям рассказывать о чем-то через формулы. Сейчас имея под рукой воздушный пластилин, пластиковую трубочку, пластиковую бутылку и спирт, я легко объясню и наглядно покажу, как работает жидкостный термометр. Программу экспериментов нам будут помогать составлять в том числе «ФФокусники». Их руководитель старший преподаватель кафедры теоретической физики НГУ научный сотрудник ИЯФ СО РАН Роман Спицын тоже с нами в проекте.

5280700937007729785

Магистрант ФФ НГУ старший лаборант ИЯФ СО РАН Анна Шуклина. Фото из личного архива. 

– Были ли подобные проекты в Новосибирске, и какого эффекта вы ждете от этого проекта?

Лариса Лисовская: Нет, в Новосибирске не было систематических, специализированных образовательных проектов, сфокусированных на интерактивной науке непосредственно в стационаре. Безусловно, существуют прекрасные волонтерские инициативы, творческие мастер-классы, игровые программы и визиты аниматоров, которые играют огромную роль в психоэмоциональной поддержке детей. «Наука в гости» отличается именно своим фокусом на научном познании, предлагая специально разработанные эксперименты, адаптированные под возможности и состояние детей, и образовательный контент, который не просто развлекает, но и пробуждает глубокий познавательный интерес. Облегчает эмоциональный груз семьи, показывая, что ребенок не изолирован от мира знаний и общения. Верю, что «Наука в гости» поможет детям не только физически бороться с болезнью, но и сохранять живой ум, любознательность и веру в лучшее.

– Проект должен стартовать 1 января 2026 г. Как вы ищите волонтеров, и кто может ими стать? И, главное, в каких больницах вы будете организовывать площадки?

Анна Шуклина: На данный момент у нас есть договоренность с Новосибирской областной клинической больницей и НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина. Мы планируем набрать около 15 волонтеров, которых разделим на четыре команды. Раз в неделю они будут ездить к детям на две локации. В команде будет по четыре человека, но волонтеров нужно больше, чтобы была возможность подменять друг друга при необходимости. Все мы люди, у всех есть свои дела, к тому же практически все волонтеры будут из студентов, а у них главное – учеба.

Светлана Иваненко: Мы ждем студентов физико-математического профиля и естественно-научного, то есть это ребята с ФФ, Мехмата и ФЕНа. 24 ноября в НГУ у нас прошла первая ознакомительная встреча – мы более подробно рассказали про наш проект. 1 декабря – вторая. К ней уже подключились представители проекта «Учим Знаем», которые рассказали о своем опыте работы в рамках госпитального образования. Также на встрече выступила психолог отделения детской онкологии и гематологии Новосибирской областной больницы, которая рассказала как о самом отделении, так и о нюансах работы с детками-пациентами, которые сегодня находятся там на лечении. Ведь к такой работе нужно быть эмоционально готовыми.

 

Подготовила Татьяна Морозова.