Библиотека – это не только книги

Научно-техническая библиотека Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (НТБ ИЯФ СО РАН) была открыта на следующий год после образования самого Института, в 1959 г. Первые документы и книги в 1960-х годах передавались в библиотечный фонд из Института атомной энергии АН СССР (г. Москва) – проследить историю их поступления можно по инвентарным книгам, которые ведутся до сих пор. Руководитель НТБ ИЯФ СО РАН Варвара Караваева в интервью рассказала об опыте автоматизации работы библиотеки; в каких случаях можно воспользоваться электронным каталогом, а в каких лучше зайти в библиотеку лично; а также, чем традиционная деятельность библиотекарей отличается от нетрадиционной.

photo 5411095216397611110 y

14 лет библиотекой руководит В.Е. Караваева. Фото Т. Морозовой. 

–  Варвара, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет современная научно-техническая библиотека?

– Наверное, с детства у всех сохранился образ библиотеки, куда ты приходишь, выбираешь книгу и тебе ее с полочки подают. Но это только образ. Библиотека при научно-исследовательском институте – это подразделение, укомплектованное различными материалами: от препринтов, авторефератов и диссертаций сотрудников до узкоспециализированных научных журналов и книг, от доступа к базам данных собственной генерации до электронных библиотек. Согласитесь, это уже немного не то, что было в детской библиотеке. Что касается конкретно библиотеки ИЯФ СО РАН, то на сегодняшний она день является одной из крупнейших в Сибирском отделении.

– Помню, когда я училась в университете, наша библиотека искала волонтеров для оцифровки различных материалов. Был такой бум, когда они начали дублировать печатные издания pdf-версиями.

photo 5411095216397611114 y

Сердце библиотеки – ее фонд, более 95 тысяч книг и журналов по естественным и техническим наукам. Фото Т. Морозовой.

– Оцифровать весь библиотечный фонд, конечно, невозможно, потому что никто не отменял авторского права, оно есть и никуда не делось. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. Поэтому с книгами история сложная, гораздо проще с журнальными публикациями, с материалами конференций или служебными произведениями (препринтами и диссертациями). Оцифровкой мы, конечно, тоже занимались, но, чтобы следовать современным требованиям, этого мало. В 2000-х г. мы нащупали для себя путь по автоматизации работы библиотеки – переняли опыт Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН (ГПНТБ СО РАН), которая начала заниматься этим с 1992 года.

Сотрудники ГПНТБ первые в Сибири начали использовать систему автоматизации библиотек ИРБИС, которая позволяет перевести весь каталог в цифровую форму и осуществлять по нему эффективный и быстрый поиск по любым параметрам. Мы начали учиться у них, ездили на конференции, в том числе в Красноярский научный центр (КНЦ СО РАН). Нам было интересно слушать доклады красноярцев, ведь в свое время именно библиотеки КНЦ СО РАН при помощи ИРБИС первыми смогли не только автоматизировать традиционную деятельность, чтобы не приходилось перебирать бумажные карточки в ящичках, но и выстроили взаимодействие библиотеки с группой ученого секретаря. Именно автоматизация работы с публикациями, с отчетами Института была интересна нам в первую очередь. 

photo 5411095216397611111 y

Ведущий библиотекарь Н.А. Углицких всегда придет на помощь при поиске книги, а ведущий библиограф А.И. Гвоздовская внесет в электронные базы все ваши публикации. Фото Т. Морозовой. 

Работа с публикациями сотрудников велась в нашей библиотеке издавна – я пришла сюда в 1996 г. и это все уже было, но тогда требования к такой отчетности и ее форма были другие. Скажем так, было достаточно вордовского документа со списком авторов и вышедших научных статей. Сейчас требования к публикациям сотрудников и публикационной деятельности Института стали другими. Количество параметров, по которым их можно характеризовать, разрослось. У журналов появились квартили, импакт-факторы, уровень «белого списка», стала необходимой информация об общем числе авторов публикаций (а их в коллаборациях бывает более 2500), отдельно о количестве авторов ИЯФ и их аффилиаций, а также отдельные параметры для статей, которые идут в отчет по госзаданию – все это потом становится фильтрами в различных поисковых запросах, которые к нам приходят. К тому же, к каждой публикации мы стараемся присоединить ссылку на сайт издательства или на полный текст.

– А откуда приходят запросы? Приведите, пожалуйста, пример одного из них?

– Мы работаем с группой ученого секретаря ИЯФ СО РАН, запросы могут приходить через него из Министерства науки и высшего образования РФ, из Президиума СО РАН. Ежегодно мы предоставляем данные по публикационной активности ИЯФ для различных отчетов; составляем списки публикаций членов диссертационных советов; предоставляем сведения отделу кадров для аттестации научных сотрудников; работаем с публикациями по госзаданиям. С прошлого года библиотека участвует в подсчете ПРНД – специальная форма выгрузки данных генерируется с использованием базы данных трудов сотрудников и авторитетного файла авторов ИЯФ, созданных библиографами в ИРБИС.

photo 5411095216397611112 y

Хранители книжных богатств и проводники в море научно-технической информации. Фото Т. Морозовой. 

Вчера вот пришел запрос на данные по одиннадцати исполнителям для участия в конкурсе Минобрнауки. ИРБИС хорош тем, что позволяет делать выгрузки данных, сочетая самые разнообразные параметры, по которым, собственно, к нам приходит запрос. То есть мы можем выбрать публикации по году, по любому сотруднику, выбрать только статьи или только тезисы на конференциях, статьи в иностранных или же в российских журналах, можем выбрать только те, которыми человек сможет отчитаться по госзаданию. Пожалуйста, любое сочетание поисковых запросов. Сегодня вордовский список ничего не дает, там все перепроверять нужно будет. И чем дальше мы работали в направлении автоматизации и пользовались ИРБИСом, тем более востребованными становились для решения задач ученого секретаря. 

 –  Сколько времени может занять подготовка запроса, например, по тем одиннадцати сотрудникам?

–  В ИРБИСе часа полтора.

– А если бы этой системы у вас не было?

– Без системы автоматизации качественно, а уж тем более оперативно, такую задачу выполнить сложно. В базе сотрудников сейчас более 26000 записей – представляете, какой был бы вордовский файл? Разумеется, чтобы система заработала, мы должны были ее сначала заполнить данными – в этом на начальном этапе нам помогали сотрудники ГПНТБ, пока наш коллектив, а это шесть человек, параллельно проходили обучение. В первую очередь были созданы база авторефератов диссертаций и база препринтов сотрудников ИЯФ, потому что они небольшие по объему. На сегодняшний день в систему загружено более 3,5 тысяч препринтов – это 99% всех подобных материалов, изданных в ИЯФ. Сейчас ходить в библиотеку, чтобы ознакомиться с какой-то конкретной работой, не нужно – все можно найти в электронном виде на сайте Института.

– Если мне нужен какой-то препринт или автореферат из библиотеки ИЯФ, что я должна сделать, чтобы получить его?

– Зайти на сайт ИЯФ, в раздел Научно-техническая библиотека  в структуре Института и нажать на  ссылку Электронные каталоги и базы данных публикаций сотрудников ИЯФ СО РАН где легко можно найти электронную базу и ввести запрос. Поиск ведется по фамилии автора, по заглавию препринта, по номеру или году публикации. В каждом препринте будет библиографическое описание и ссылка на полный текст в pdf-формате. Препринты, авторефераты, диссертации – все эти разделы полностью открыты, и тексты доступны каждому, как внутри Института, так и снаружи с любого компьютера. Это очень удобно и функционально.

– Собрать столько данных в базу, оцифровать такое количество работ – вы проделали кропотливую работу! С какими сложностями вы столкнулись на этом этапе?

– У нас была отдельная история с диссертациями. Эти научные работы хранятся только в архиве Отдела научно-информационного обеспечения (ОНИО) ИЯФ в бумажном виде и в единственном экземпляре. По правилам, такие работы не выдаются на руки, но, видимо, периодически, подобное происходило, и в какой-то момент что-то было утеряно. Мы долго сверяли списки с ОНИО – то, что у них было, они нам отсканировали, а вот утерянное пришлось добывать.

photo 5411095216397611113 y

Идет подготовка докладов для участия в Девятом международном профессиональном форуме «Книга. Культура. Образование. Инновации». Фото Т. Морозовой.

По закону еще один экземпляр любой диссертации отправляется в Российскую государственную библиотеку, но просто так его получить нельзя, потому что они не имеют права предоставлять сторонним читателям более 15% текста. Пришлось договариваться: писали официальное письмо от имени нашего директора на имя директора Ленинки о том, что это интеллектуальная собственность ИЯФ СО РАН, что она создана сотрудниками Института и будет использоваться в научных целях. В итоге они согласились и отсканировали нам 100% текста диссертаций и прислали их в бумажном формате. Коллеги из ОНИО отсканировали нам все диссертации, которые мы в электронном виде загрузили в базу, бумажные версии остались в архиве ОНИО. Всего мы заказывали около 150 диссертаций. Сейчас у нас в базе примерно одинаковое количество диссертаций и авторефератов, чуть больше 700 штук, с 1959 г. по сегодняшний день. И, опять же, диссертациями в электронном виде можно пользоваться всем без исключения и без ограничений. 

– Что актуального есть в библиотеке ИЯФ для студентов? Ведь, зачастую, именно с изучения трудов старших коллег и начинается научная деятельность будущих специалистов.

– Препринты, публикации и диссертации – это первоисточники, читайте их, зачем гуглить? Кроме того, если студент в чем-то не разобрался или ему нужно что-то редкое, пусть приходит – мы никому не отказываем в помощи. Студенты на короткий срок (с возможностью продления) могут брать «на руки» книги из фонда библиотеки. Что касается студентов, да и сотрудников тоже, мы будем очень благодарны им, если они будут присылать нам тезисы с конференций, на которых выступали, и которые впоследствии были опубликованы. Мы, разумеется, все это отслеживаем, но лучше перестраховаться и продублировать данные, чем остаться без них, когда нужно будет найти свою публикацию в РИНЦ. Потому что вносить в РИНЦ материалы конференций, полные тексты непериодических изданий Института, редактировать и создавать новые профили научных сотрудников ИЯФ – это тоже наша работа.

– Как я понимаю, есть традиционные виды деятельности библиотеки, а есть нетрадиционные? Посидеть в читальном зале еще приходят? И какие примеры вашей работы являются неспецифичными для остальных НТБ?

– В нашу библиотеку записаны около 900 сотрудников Института, за прошедший 2024 г. у нас было 2160 посещений, мы выдали более 920 изданий. Я не скажу, конечно, что все эти 900 человек ежедневно, или даже ежемесячно, приходят, но тем не менее, услуги библиотеки востребованы. Есть сотрудники, которые с удовольствием читают новые книги или журналы, поступившие в библиотеку. Некоторые приходят, чтобы полистать свежие газеты. Бывают запросы на старые архивные публикации, которых нет в электронных архивах журналов, но они есть у нас в бумажном виде. Кстати, да – и посидеть в читальном зале, почему нет? Если нужно поработать в тишине или студенту, например, скоротать время, приходят к нам.

Если говорить про какие-то ноу-хау, то наша библиотека, например, постоянно проводит выставки, посвященные юбилярам, в холле первого этажа. Эта инициатива тоже зародилась давным-давно, а мы ее успешно продолжаем. Кажется, больше никто из наших коллег из других научно-технических библиотек такую деятельность не ведет. Мы, конечно, любим и уважаем каждого научного сотрудника, но не имеем физической возможности провести выставку для каждого. Поэтому, когда эта деятельность организовывалась, было принято решение, что сотрудник должен иметь звание доктора наук, либо быть руководителем подразделения Института – таким образом, у нас формируется список из 10-12 юбиляров в год. Перед началом работы над выставкой мы советуемся с юбиляром, какой он выберет формат. Все люди разные: кто-то предпочитает формат фотовыставки, кто-то предлагает представить лишь свои научные работы. Нам кажется, что лучший вариант – это комбинация того и другого. Так можно показать себя и как ученого, и как человека.

– Вы рассказывали, что первые книги присылались в библиотеку ИЯФ из Москвы. Как вообще формируется библиотечный фонд?

– Покупка книг в фонд НТБ – это наш традиционный вид деятельности, как и выдача изданий по библиотечному абонементу, и оформление подписки на периодические издания для всех подразделений Института. Изначально, как мы видим по инвентарным книгам, куда записываются все поступления, первые книги в 1960-х годах поступали из Москвы. Потом очень много лет мы комплектовались в ГПНТБ СО РАН. Был такой формат сотрудничества: еженедельно ГПНТБ проводила выставки новых поступлений, посетив которые каждый заведующий библиотекой составлял список того, что ему нужно в свой институт. Можно было быть уверенным, что в ГПНТБ было все, что вышло на данный момент в России, потому что это одна из научных библиотек страны, куда издательства по федеральному закону должны посылать по одному экземпляру каждой напечатанной книги. Деньги на все это выделялись на уровне Президиума СО РАН, ГПНТБ сама занималась закупкой у издательств, а мы уже просто получали нужные книги. С 2014 г. эту систему отменили, теперь каждая библиотека комплектуется самостоятельно по своим возможностям. Насколько мне известно, очень многим библиотекам урезали бюджеты, объем новых поступлений стал меньше. У нас тоже уменьшилось количество поступлений, но я это связываю в основном с тем, что ценной научной литературы в принципе стало меньше. Очень много научно-популярных книг, в которых бесконечно пересказывают уже давно известные факты по истории физики или истории Вселенной, начиная от Большого взрыва и до наших дней. Интересных монографий, трудов со свежей мыслью о какой-то новой научной проблеме или о ее решении, их очень мало. Кстати, мы с благодарностью принимаем научно-техническую литературу в дар от сотрудников Института – это позволяет нам заменить ветхие экземпляры и пополнить фонд.

photo 5411095216397611108 y

Всегда рады читателям ведущие сотрудники библиотеки Наталья Александровна Углицких, Олеся Ивановна Щелокова, Варвара Евгеньевна Караваева, Александра Игоревна Гвоздовская. Фото Т. Морозовой. 

– В любом случае специалист НТБ должен понимать специфику Института, понимать, что нужно, что будет востребовано у читателя ИЯФ.

– Со временем, конечно, приходит понимание, какая литература будет востребована у сотрудников Института, а какая нет, умение выбирать из этого массива свежее и нужное. В такой работе очень помогает, когда сами читатели приходят с конкретными запросами на литературу – если ее у нас нет, мы стараемся ее заказать, купить, потому что она необходима нашим специалистам для работы.

– Какие планы у вас на будущее?

– В ближайшее время мы будем заняты, помимо своей обычной работы, созданием ресурсов «Сотрудники ИЯФ, внесшие существенный вклад в развитие Института» и «Сотрудники ИЯФ – ветераны Великой Отечественной войны». Ресурс о выдающихся сотрудниках представляет собой сочетание информации из личного дела в отделе кадров и материалов базы данных «Пресса об ИЯФ», где можно найти интервью, рассказы о работе, сведения о награждениях. На сегодняшний день мы написали где-то о 110 сотрудниках, в планах еще, как минимум, о пятидесяти. Найти эти материалы можно на сайте ИЯФ по цепочке Главная   >   ИЯФ   > Об институте. База данных Пресса об ИЯФ – это еще одна наша уникальная разработка, это оцифрованный архив заметок об Институте и его сотрудниках в газетах и других СМИ, начиная с 1959 г. по сегодняшний день. После внедрения ИРБИС бумажный архив превратился в полноценную электронную базу, содержащую более 5600 записей, доступную с любого компьютера.

В планах у нас еще сделать полнотекстовый архив дипломных (квалификационных) работ сотрудников ИЯФ – к ним тоже иногда возникает интерес. Пока там чуть больше 400 записей, это, конечно, далеко не полный список. Есть и другие задумки, но о них говорить пока рано. Скучать точно не придется.

 

Подготовила Татьяна Морозова