Кругляков Эдуард Павлович (1934 – 2012)

Эдуард Павлович Кругляков

Эдуард Павлович Кругляков – выдающий учёный, академик РАН. Сразу после окончания Московского физико-технического института в 1958 году он был отобран основателем Института ядерной физики Г.И. Будкером в качестве сотрудника только что образованного института, после чего вся научная карьера Эдуарда Павловича была связана с ИЯФ.

Начало научной деятельности Круглякова пришлось на время, когда во всём мире стали бурно развиваться работы по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу (УТС). Произошло это после доклада И.В. Курчатова в английском атомном центре в Харуэлле и рассекречивания работ по УТС. Эдуард Павлович внёс существенный вклад в развитие техники эксперимента в новой области, разрабатывая в ИЯФ бесконтактные оптические методы диагностики плазмы, с использованием недавно появившихся тогда лазеров. Здесь проявились его характерные качества: энергия, быстрота генерации новых идей и стремление использовать самые современные методы и технологии. По инициативе Э.П. Круглякова в Институте была создана оптическая мастерская, разработаны и созданы прецизионные оптические приборы и лазеры, с помощью которых были проведены уникальные измерения на плазме, примером которых могут служить первые в стране и одни из первых в мире измерения температуры плазмы по рассеянию фотонов на электронах.

Методики и аппаратура, разработанные под руководством Эдуарда Павловича, долгое время использовались в крупнейших плазменных лабораториях СССР.

В 1986 году ему была присуждена Государственная премия СССР за «Создание методов лазерной диагностики и исследование высокотемпературной плазмы в физическом эксперименте».

Э.П. Кругляков стоял у основ развития в ИЯФ предложенных Г.И. Будкером открытых магнитных ловушек, внеся особенно важный вклад в экспериментальное исследование метода многопробочного продольного удержания плазмы.

Будучи типичным представителем школы, созданной Г.И. Будкером, Эдуард Павлович уделял много внимания воспитанию молодёжи. В 1962 году он был одним из организаторов первой Всесибирской физико-математической олимпиады школьников и возглавлял учебный процесс первой Всесибирской летней школы, преподавал в НГУ и много лет возглавлял кафедру физики плазмы НГУ.

За большой вклад в развитие отечественной науки Э.П. Кругляков был награжден Орденом «Знак Почета» (1975), Орденом Дружбы (1999), Премией им. Л. А. Арцимовича РАН (2001), Почетными грамотами Президиума СО РАН и губернатора Новосибирской области.

Большую известность получили его научно-популярные статьи и книги, направленные на борьбу с лженаукой, опубликованные в ведущих российских газетах и журналах и переведенные во многих странах мира.

Из книги Э.П. Круглякова «Что же с нами происходит?»:

«Вакханалия паранаучного бреда, буквально бушующая в средствах массовой информации, увы, начинает сказываться на высших эшелонах власти. Астрологи, экстрасенсы, новоявленные «учёные» других «профессий» всё энергичней пробиваются в Государственную Думу, в силовые министерства, даже в окружение Президента. Естественно, что бурный рост, я бы даже сказал, насаждение невежества и шарлатанства вызывают возмущение людей науки, да и не только науки.

Весной 1995 года в течение одного дня произошло два события, переполнивших чашу моего терпения. Сначала меня пригласили на встречу с известной «целительницей», которая лечит рак с использованием радиоактивности (по-моему, когда шарлатаны берутся за столь опасные вещи, это само по себе должно рассматриваться как уголовное преступление). Мне сообщили, что целительница умеет менять период полураспада радиоактивных элементов (?!). Опущу подробности этого бессмысленного диалога, но вечером последовало продолжение. Мне довелось увидеть совершенно бредовую телепередачу про местного кудесника… Всё! Дальше мириться с этим идиотизмом я не мог… Была написана статья «Что же с нами происходит?» Она вызвала большой интерес у читателей. После первых публикаций статья «зажила» собственной жизнью. В дальнейшем (уже без моего ведома) она была опубликована на Урале, на Дальнем Востоке, за рубежами России. Я получил массу восторженных откликов читателей и понял, что эту работу просто необходимо продолжать… Что же касается материалов для статей, с ними проблем не было. Жизнь приносила их ежедневно».

Из воспоминаний коллег:

«Наступала пора дискредитации науки, ее практически полного подавления… Громадную роль в защите истинной науки и борьбе с проходимцами и заблуждавшимися сыграл Э.П., собрав группу ученых и приступив к изданию известных сборников в защиту науки. От Э.П. и его коллег потребовалось мужество продолжения этой работы, грозившей физическими расправами со стороны разоблачаемых. И это вполне реальные факты, ведь на кону были огромные суммы. Эта работа потребовала также массу времени, настойчивости, прекрасного знания физики, чтобы доказывать абсурдность выдвигаемых проектов». (В.П. Смирнов)

«Особого упоминания заслуживает нелегкая борьба с известным шарлатаном Петриком, продолжавшаяся более трех лет. Здесь было все – пресс-конференции с журналистами, публичные диспуты по телевидению, суды. Петрик и его клевреты публиковали в прессе и вывешивали в Интернете десятки статей, в которых всячески клеймили Комиссию по лженауке и подвергали ее членов, в первую очередь Э.П. Круглякова, немыслимым оскорблениям. На него были вылиты ушаты клеветы. Был момент, когда спикер Думы Грызлов, а за ним и его подголоски, в том числе депутаты, требовали от руководства РАН закрыть Комиссию.

Эдуард Павлович встречал всю диффамацию с поистине олимпийским спокойствием. Все суды с Петриком он выиграл и стал, по сути дела, очень известной в стране фигурой, можно сказать, национального масштаба. К чести руководства РАН, после недолгого периода растерянности оно твердо встало на путь защиты Комиссии по борьбе с лженаукой и ее председателя». (В.Е. Захаров)

В 2005 г. Э.П. Кругляков был удостоен Премии РАН «За лучшие работы по популяризации науки» — за книгу «"Ученые" с большой дороги» и серию публикаций по борьбе с лженаукой, а в 2007 г. – Золотого почетного знака «Общественное признание».

Широкий кругозор, высокий профессионализм и многогранность интересов позволял Э.П. Круглякову находить интересные решения различных научных проблем, возникающих порой не только в физике плазмы, но и у его коллег по Институту, работающих в других научных областях.

Искренняя поддержка и помощь Круглякова своим сотрудникам, яркая эмоциональность и чувство юмора позволили ему завоевать заслуженные симпатии многих коллег в институте и в мире.

Информация об академике Э. П. Круглякове представлена на информационном ресурсе "НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Новосибирского научного центра"