Кристина Гришина и Екатерина Дронова сотрудницы сектора 5-13 Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН, а Кристина также возглавляет Совет молодых ученых ИЯФ СО РАН. В Международный день женщин и девочек в науке они рассказали, над какими задачами работают в науке, чем увлекаются помимо ИЯФ, и что думают о новом празднике.
Кристина Гришина и Екатерина Дронова. Фото - Наталья Купина
– Почему ты выбрала ИЯФ?
Кристина: Наша кафедра (электрофизические установки и ускорители) базируется в ИЯФ, и в 2017 году я начала работать в институте. Лабораторию я выбирала долго, с середины второго курса и попав в сектор 5-13 поняла, что сделала правильный выбор. Я довольная своей лабораторией, потому что у нас хорошие взаимоотношения внутри коллектива, можно даже сказать, дружеские. Также важно, что перед нами стоят интересные, актуальные задачи – это дает пространство для личностного и профессионального роста.
Екатерина: Я выбрала ИЯФ, потому что он один из ведущих научных институтов, а также один из мировых лидеров в ядерной физике. К тому же я училась по этой специальности в НГТУ, а с третьего курса мы полностью перешли в ИЯФ.
– Чем занимаешься в ИЯФ, над какими задачами работаешь?
Кристина: В данный момент я занимаюсь двумя вещами. Во-первых, модернизацией экспериментального стенда для измерения ускоряющих секций ЛИНАКА СКИФА и непосредственно измерениями. Во-вторых, расчетами инжектора Super c-tau фабрики, а именно исследованием процесса формирования электронного пучка для получения позитронов.
Екатерина: Я аспирант, а моё направление - физика ускорителей. Раньше я участвовала в создании промышленного ускорителя, который имел бы малую стоимость (для более активного введения ускорителей в промышленность), а сейчас занимаюсь проблемой позитронных пучков. Мне необходимо улучшить их захват после мишени.
– Чем увлекаешься, кроме физики?
Кристина: Последние несколько лет меня увлекает современное искусство, особенно живопись и театр. Часто современное искусство переосмысляет произведения прошлых лет и дает новую интерпретацию – это очень интересно.
Екатерина: Большую часть свободного времени занимает мой щенок, её обучение и игры, помимо этого я люблю читать и заниматься спортом.
– Сейчас часто говорят о роли женщин в науке, существуют специальные конкурсы, гранты и пр. Как ты думаешь, почему женщин выделяют в отдельную категорию? Стоит ли делить ученых на женщин и мужчин?
Кристина: Женщин в науке, особенно физике/математике не очень много и, наверное, хочется особенно поддержать их выбор и сместить гендерный баланс научных работников. Поэтому необходимо выделить какие-то стимулы для привлечения женщин в науку. Это не является выделением в отдельную категорию или половым разделением, скорее дополнительной положительной мотивацией.
Екатерина: Возможно, женщин выдели в отдельную категорию, так как нас слишком мало в науке, чтобы напомнить ученому сообществу, что мы тоже здесь и тоже занимаемся наукой. Такое количество женщин вполне объяснимо, ведь создавая семью и уходя в декрет, женщина в среднем теряет около 3 лет своей трудовой деятельности. 3 года, за которые другие учёные продвинулись дальше в исследованиях, и имеют больше шансов на победу в грантах и тд. Однако я против любого разделения. Учёный - это человек, который занимается наукой, неважно, мужчина он, женщина или прочие гендеры, которые стали модными в 21 веке. Мы все делаем общее дело, поэтому разделение недопустимо.